Удаленка как сохранить человеческое тепло в цифровой эре

Человек работает дома, кошка на столе

Ох, эта удалёнка. Помню, как всё начиналось. Казалось, ну вот оно, счастье! Утро. Ты просыпаешься, солнце в окно, а не мерзкий будильник. Кофе, неспешно, с видом на любимый фикус, а не на спину коллеги в душном опенспейсе. И никаких тебе пробок, никакой давки в метро! Мечта, да и только. Я, честно говоря, первое время просто летал.

Помните, как все говорили: «Свобода, гибкость, сам себе хозяин!» Ага, конечно. Это всё прекрасно, бесспорно, но есть в этом, знаете, такая тонкая штука, которую сразу и не раскусишь. Вот раньше, в офисе… ну да, суета, иногда бесило. Но ведь и моменты были! Помню, как-то раз проект горел, мы сидели допоздна, и вдруг наш главбух, дядя Серёжа, такой серьёзный мужик, притащил коробку пиццы и стал рассказывать анекдоты про бухгалтеров. Все смеялись до слёз, напряжение как рукой сняло. Это же, ну, это человеческое тепло, да? Вот эти мелочи, они как-то незаметно создают такую, знаете ли, ткань. Социальную ткань.

Где же наши невидимые нити?

А на удалёнке? Сидишь ты такой, в своей уютной раковине, вроде бы всё под контролем. Задача за задачей, созвон за созвоном. И вот ты закончил сложный проект, клиент доволен, деньги на счету. А хочется, ну, я не знаю, хлопнуть кого-то по плечу, сказать: «Мы сделали это!» Или просто, э-э, услышать, как кто-то рядом вздыхает от усталости, и понять, что ты не один в этой битве. А тут что? Тишина. Только холодильник гудит да кот, Зевс, на клавиатуру ложится, требуя внимания. И ты такой, ну, молодец, да. Сам себе молодец. И Зевс.

Я вот замечал за собой, что порой после особо насыщенного дня, когда ты вроде бы наговорился по видеосвязи с десятком людей, всё равно чувствуешь себя каким-то опустошённым. Как будто ты был на концерте, но слушал его через шумоподавляющие наушники. Звук есть, а вот вибрации, та самая живая энергия, она куда-то улетучивается. И это, по-моему, очень важный этический момент. Моральная сторона, если хотите. Не становимся ли мы, ну, более отстранёнными? Легче ли нам игнорировать чьи-то проблемы, когда человек — это просто аватарка в Zoom’е, а не живой сосед по столу, чьё настроение ты чувствуешь по запаху его утреннего чая?

Как не превратиться в цифрового отшельника?

Вот, например, моя подруга Лена. Она дизайнер, фрилансер со стажем. Сначала, ну, прям светилась. «Я, — говорит, — теперь могу работать из любого уголка мира!» И что? Через пару лет она, по-моему, стала работать из любого уголка *своей квартиры*. И редко оттуда выходит. Разговаривает в основном с курьерами и своим кактусом по имени Боб. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке, знаете ли… Я вот как-то ей позвонил, говорю: «Лен, пойдём кофе выпьем, наконец!» А она: «Ой, не, у меня дедлайн, и, э-э, я ещё не переоделась из пижамы». Ну, понимаете?

Общественная полезность? Конечно, удалёнка даёт много. Мы можем работать с талантами со всего мира, снижать издержки, давать людям гибкость. Но при этом, мне кажется, важно не забывать, что мы не просто винтики в цифровой машине. Мы люди. И нам нужны люди. И, возможно, наша задача как digital-кочевников и фрилансеров не только эффективно работать, но и активно искать способы сохранить эту самую человечность. Вот эти вот неловкие, но такие важные моменты:

  • Запланировать неформальный созвон с коллегами, где вы просто поболтаете о жизни, а не о дедлайнах. Можно даже в пятницу вечером, с бокалом чего-нибудь вкусного.
  • Выйти из дома и поработать в коворкинге или кафе, даже если дома есть все условия. Просто, чтобы почувствовать, ну, пульс города, что ли.
  • Активно участвовать в локальных сообществах, даже если ваша работа глобальна. Волонтёрство, встречи по интересам – это же реальные люди, живые эмоции!
  • Иногда, ну, просто взять и позвонить кому-то из команды, чтобы спросить, как дела, а не написать в мессенджере. Голос – это совсем другое дело.

Помню, как-то раз у меня был очень важный созвон с потенциальным клиентом из Оклахомы, миссис Эвелин Стоун. Мы обсуждали детали, и вдруг у меня на заднем плане Зевс решил, что ему срочно нужно спеть оперную арию. Ну, знаете, мяукает так, что стены дрожат. Я, конечно, извинился, а миссис Стоун вдруг рассмеялась и говорит: «О, у меня тоже кот, его зовут Базилио! Он обожает устраивать концерты в самый неподходящий момент». И вот, буквально за секунду, лёд был сломан. Мы нашли что-то общее, что-то человеческое, не связанное с работой. И контракт мы, кстати, тогда подписали.

Так что, может, в этом и есть вся соль? Не бояться этих «человеческих» моментов, не прятать их. А наоборот, использовать как мостик. Ведь в конце концов, мы же не просто хотим быть эффективными. Мы хотим быть… ну, живыми, что ли. Чувствовать, что мы часть чего-то большего, чем просто наш экран. И, э-э, что мы не одиноки, когда Зевс решит спеть оперу.