Ну что, друзья-единомышленники, или просто те, кто заглянул сюда, потому что «креатив» — это вроде как модно, да? Вот сижу я, значит, с чашкой уже остывшего кофе (кстати, отличный способ начать любое утро, особенно когда дедлайны давят, как слон на муравья), и думаю: а что это вообще такое, быть «творческим» человеком в современном мире? Вот этим самым, который, ну, что-то там создаёт, а потом ещё и пытается этим на жизнь заработать. Эх, непросто это, скажу я вам, совсем непросто.
Когда муза шепчет, а клиент диктует
Вот, казалось бы, ты такой, весь вдохновлённый, с идеей, которая, ну, просто огонь! Загораешься, рисуешь, пишешь, снимаешь. Помню, как-то раз, ещё на заре своей… ну, не карьеры, а скорее «попыток что-то сделать», я ночами сидел над макетом для одного кафе. Мне казалось, я поймал эту атмосферу старого джаз-клуба, с приглушённым светом, запахом кофе и сигар (хотя в кафе не курили, но я чувствовал!). Использовал такие глубокие, припылённые цвета, шрифт, ну прямо Helvetica Neue, но с характером. А потом звонит заказчик, такой, знаете, ну, очень «практичный» человек, и говорит: «Слушайте, а можно всё это сделать… ну, посветлее? И чтобы было больше… ну, как это, ‘позитива’? И, эээ, может, собачку туда добавим, такую, знаете, миленькую?» И вот ты сидишь, смотришь на свой «джаз-клуб» с добавленной мультяшной таксой, и думаешь: а где тут я, а где тут, собственно, искусство?
- Плюсы: Чувство, когда из ничего рождается что-то осязаемое, уникальное. Это как родить маленького, но очень умного дракончика.
- Минусы: Этот самый дракончик потом может быть перекрашен в розовый цвет по желанию заказчика. И ты ничего не можешь с этим поделать. Ну, почти ничего.
Полезность для общества: не только красивые картинки
А вообще, зачем мы, такие вот «креативщики», нужны этому миру? Ну, кроме того, чтобы постить красивые фоточки в инстаграм, конечно. Вот, например, архитекторы. Они же не просто коробки строят, правда? Они создают пространства, где люди живут, работают, влюбляются, ссорятся, мирятся. Это же, блин, целые миры! Или вот, возьмём видеопроизводство. Сколько раз вы, просматривая документалку, вдруг понимали что-то важное о себе, о мире? Или плакали над короткометражкой, которая заставила задуматься о чём-то, что раньше казалось неважным? Моя подруга, Света, она вот монтажёр. И она как-то рассказывала, как собирала ролик про приют для бездомных животных. Говорит, сидела над кадрами, где маленький, хромой котёнок жмётся к волонтёру, и у неё самой ком в горле стоял. А потом, когда этот ролик вышел, люди реально поехали в приют помогать. Разве это не полезность? Это же, ну, ощутимое добро, понимаете?
Или журналисты, копирайтеры. Они же формируют наше мнение, рассказывают истории, которые иначе никогда бы не дошли до нас. Правда, тут, конечно, есть и обратная сторона медали: можно ведь и недоброе слово посеять. Поэтому, мне кажется, у нас, у тех, кто работает со словом, с образом, с формой, ответственность какая-то особая. Это как у доктора, только мы не тело лечим, а, ну, скажем так, общественное сознание. Или, по крайней мере, пытаемся его немножко расшевелить, заставить задуматься.
Моральные дилеммы и запах новых возможностей
Ах, мораль! Вот это уже интересно. Бывает, что проект, ну, чисто коммерческий, тебе совершенно не по душе. Но платит хорошо. И ты такой, стоишь на распутье: совесть или, ну, та самая ипотека? Я однажды отказался от очень, ОЧЕНЬ выгодного предложения делать рекламу для, скажем так, не очень этичного продукта. Не буду вдаваться в детали, но там был такой лёгкий привкус… ну, не знаю, манипуляции? И вот я сижу потом, смотрю на пустой холодильник (ну, почти пустой, там оставалась только банка маринованных огурцов, которые почему-то всегда есть), и думаю: правильно ли я поступил? С одной стороны, да, принципы. С другой — ну, блин, огурцы не очень сытные. Но потом, буквально через неделю, пришёл проект, который был и интересным, и хорошо оплачиваемым, и, что самое главное, с душой. Вот так бывает. Всегда ли? Не знаю. Иногда кажется, что Вселенная просто издевается, подсовывая тебе то, от чего хочется бежать, роняя тапки. Но порой, вот правда, порой, она вознаграждает за стойкость.
А ещё, знаете, есть такое ощущение, когда ты входишь в типографию. Вот этот вот специфический, ни с чем не сравнимый запах свежей типографской краски. Или когда держишь в руках только что напечатанную книгу, которую ты свёрстал, или обложку к которой нарисовал. Это же, ну, магия! Или когда слышишь, как люди на выставке обсуждают твою фотографию, и кто-то говорит: «Слушай, а ведь этот кадр… он прям про меня!» И вот в такие моменты, честное слово, все эти муки творчества, все эти правки «добавьте ещё больше воздуха» или «сделайте шрифт пожирнее, но чтобы он был тонким», они куда-то отступают. И ты понимаешь: ну вот, кажется, не зря всё это. Не зря.
- Как удержаться на плаву:
- Постоянно учиться, даже если кажется, что ты уже всё знаешь. Мир меняется, и твои скиллы должны меняться вместе с ним.
- Искать единомышленников, создавать комьюнити. Поддержка — это всё.
- Не бояться экспериментировать. Помните, как однажды Ван Гог решил рисовать не только крестьян, но и звёздное небо? Ну, он, конечно, не мой клиент, но идея понятна.
- И, да, не забывать про отдых. Потому что выгоревший творец — это не творец, а просто очень уставший человек, который, возможно, ненавидит свою работу.
В общем, творческие профессии — это не только про вдохновение и полёты фантазии. Это ещё и про дисциплину, про умение слушать (иногда даже то, что не хочется), про постоянный поиск баланса между своим «я» и потребностями мира. Это, конечно, не всегда просто. Иногда хочется просто бросить всё и пойти, не знаю, выращивать капусту. Но потом ты видишь новый проект, чувствуешь этот порыв, и… ну, понеслась душа в рай, как говорится. И ты снова сидишь, с чашкой остывшего кофе, и думаешь: «А что там дальше?»
