Ох уж этот мир креатива, ну, знаете ли. Он такой, эээ, манящий, да? С одной стороны, свобода самовыражения, возможность творить что-то свое, а с другой – такая, знаете, непредсказуемость, что порой голова кругом. Вот сидишь ты, например, в три часа ночи, смотришь на монитор, а там… ну, там ничего. Пустота. И дедлайн, конечно, поджимает. Знакомая ситуация, а?
Я вот помню, когда только начинал, это был, кажется, 2007 год. Или 2008? Не суть. Только-только осваивал Adobe Photoshop, и мне казалось, что я, ну, просто гений. Мой первый «проект» – обложка для несуществующей рок-группы. Я там, значит, наваял что-то этакое, с черепами, молниями, ну, все как положено у подростков. Показал друзьям – «Вау!», говорят. И вот это «вау» – оно, конечно, такое мощное топливо, да? Но потом ты сталкиваешься с реальностью, и, хм, оказывается, что «вау» – это не всегда равно «деньги» или «успешный проект».
Про портфолио, или «покажи, что ты умеешь, а не просто говори»
Вот это, наверное, самый главный камень преткновения для многих. Ты можешь быть трижды талантлив, но если у тебя нет, ну, как бы, доказательств, то и говорить не о чем. Портфолио – это твое лицо, твоя визитка, твой, не знаю, паспорт в мир профессионального креатива. И оно должно быть, ну, не просто набором картинок. Это должна быть история. История о том, как ты мыслишь, как решаешь задачи, как, в конце концов, воплощаешь идеи в жизнь.
Помню, у меня был один знакомый, он фотограф. Талантливый до чертиков, но его портфолио… ну, оно было, как сборная солянка из всего подряд. Свадьбы, котики, пейзажи, какой-то, прости Господи, фуд-фото. Всё в кучу. И я ему говорю: «Слушай, а что ты хочешь снимать-то?» А он такой, ну, пожимает плечами. И это, понимаете, проблема. Потому что когда ты «всеяден», ты, по сути, ни для кого конкретно не интересен. Лучше уж пусть будет десять, но очень крутых и целенаправленных работ, чем сто, но таких, ну, «средненьких».
И, кстати, не бойтесь включать в портфолио личные проекты. Вот те самые, которые для «души». Иногда именно они показывают вашу истинную страсть, ваш уникальный взгляд. Я вот, например, одно время увлекался созданием коллажей из старых журналов. Абсолютно бесполезное, казалось бы, занятие, но, во-первых, это был офигенный отдых от коммерческих заказов, а во-вторых, однажды клиент, увидев эти коллажи, сказал: «Вот! Вот это мне и надо! Сделай что-то подобное для моего бренда кофе». И, ну, представляете, да? Запах свежесваренного кофе, смешанный с запахом старой бумаги – это был мой личный ольфакторный рай.
А что там с обществом? Польза от всего этого креатива.
Ну, кто-то скажет: «Дизайнер? Фотограф? Это что, важная профессия? Не хирург же, не инженер.» И, ну, да, конечно, мы не спасаем жизни напрямую, не строим мосты через океаны. Но, постойте-ка. А кто делает эти мосты красивыми? Кто разрабатывает удобные интерфейсы для приложений, которыми мы пользуемся каждый день? Кто создает тот самый логотип, который вызывает у вас доверие к продукту? Да, это мы, креативщики. Мы делаем мир, ну, как бы, приятнее, понятнее, интереснее.
Вот вы идете по улице, видите классную вывеску кафе. Она же не просто так появилась, правда? Кто-то сидел, пыхтел над шрифтами, подбирал цвета, думал о том, как это будет смотреться днем, ночью, под дождем. И вот эта маленькая деталь – она создает атмосферу, она привлекает вас зайти, выпить чашечку чего-нибудь горячего. Или, например, вот эти, ну, знаете, рекламные ролики, которые не раздражают, а наоборот, вызывают улыбку. Это же тоже чей-то труд, чья-то идея, воплощенная в жизнь. Мы, по сути, такие, знаете, невидимые архитекторы эмоций и впечатлений. Мы строим, ну, не дома, конечно, но такие маленькие, уютные уголки в сознании людей.
Иногда я думаю: а что, если бы все было серым, безликим? Если бы не было ни красивых книг, ни интересных сайтов, ни запоминающихся рекламных кампаний? Мир был бы, ну, таким, знаете, плоским. И вот тут наша польза для общества становится очевидной. Мы добавляем цвета, объёма, смысла. Мы делаем так, чтобы жизнь была, ну, не просто существованием, а чем-то, что хочется, ну, знаете ли, проживать с удовольствием.
Немного о «внутренней кухне» и, ну, знаете, всяких мелочах.
Ах, эта «внутренняя кухня»! Она такая… ну, как бы, своя, особенная. Это не только вдохновение, кофе и, эээ, ну, бессонные ночи. Это еще и бесконечные правки, звонки клиентам в самые неподходящие моменты, и, конечно, поиск того самого, единственного шрифта, который идеально ляжет в концепцию. Помню, как-то раз, я бился над одним логотипом для, кажется, пекарни. И вот никак! Ну, не идет, хоть убей! Уже и так, и эдак – всё не то. И тут, значит, я сижу, пью чай, а на столе лежит старая книга. И на ней – ну, такой, знаете, винтажный шрифт, рукописный, чуть-чуть неровный. И меня как осенило! Вот оно! Тот самый! И, ну, буквально за полчаса все сошлось.
А еще есть конкуренция. Ох, эта конкуренция! Она, ну, такая… жесткая. Каждый день появляются новые таланты, новые стили, новые тренды. И тут ты такой: «Ого! А я-то что?» Но, знаете, это ведь и хорошо. Это заставляет тебя, ну, как бы, не расслабляться. Постоянно учиться, пробовать что-то новое, выходить из зоны комфорта. Потому что если ты стоишь на месте, то, ну, как бы, ты уже отстаешь. Это как в беге – если ты не бежишь, тебя обгоняют, даже если ты просто стоишь. Иногда это, конечно, утомляет, но чаще всего – это такой, знаете, здоровый пинок. И, честно говоря, в этом есть своя прелесть. Постоянное движение, поиск, эксперименты. Это ведь и есть жизнь, не так ли?
Иногда ты встречаешь таких, ну, совершенно потрясающих людей в этой сфере. С ними можно часами говорить о типографике, о цветовых схемах, о том, как, ну, один пиксель может изменить всё. И это так вдохновляет, так заряжает! Это, наверное, один из самых больших плюсов – ты всегда в окружении таких же, ну, немного сумасшедших, но невероятно увлеченных своим делом людей. А что еще нужно, чтобы, ну, чувствовать себя на своем месте? Ну, может быть, еще чашечку кофе. И чтобы кошка не спала на клавиатуре, пока ты пытаешься сдать проект. Вот так и живем, собственно.
